«... і що б не сталось пам'ятайте — Все буде Україна» ©

Все буде Україна

"Мене часто запитують про те, що буде після Томосу з майном і храмами Московського патріархату в Україні... Почнемо з того..."

Пост Dmytro Horyevoy. Публікуємо мовою оригіналу:

Меня часто спрашивают о том, что будет после Томоса с имуществом и храмами Московского патриархата в Украине. Этот вопрос действительно волнует многих, поэтому разберем его подробно. Начнем с того, что никакого имущества Московский патриархат на территории Украины не имеет. Об этом знают и в самой РПЦ. В письме Министру юстиции Украины патриарх Алексий II утверждал, что все церковное имущество принадлежит УПЦ (МП) и РПЦ не имеет на него (имущество) никаких претензий. Но и у УПЦ (МП) нет никакого имущества в Украине, хотя бы потому, что такой религиозной организации не существует. Официально в органах власти зарегистрирована «Киевская митрополия УПЦ», которая является религиозным центром.

Тут следует пояснить. Согласно украинской системе государственно-конфессиональных отношений вся Церковь не является юридическим лицом. Она представлена тысячами региональных общин, каждая из которых является самостоятельным субъектом с правовой точки зрения. Единственная связь, которая есть между этими юрлицами – это упоминание в уставных документах принадлежности к одной юрисдикции. Такая принадлежность означает каноническое и организационное подчинение религиозному центру – об этом говорит ст. 8 профильного Закона Украины. Иным способом общины не подчиняются центру. Т.е. вопросы финансов, имущества, земли – решаются общинами самостоятельно в соответствии с хозяйственным кодексом.

Что это значит? А то, что даже вопреки воле руководства церкви, ее центрального аппарата, никто не может помешать общине, при желании, сменить юрисдикцию, оставив за собой все имущество и землю. Поэтому разного рода угрозы российских и пророссийских спикеров относительно рейдерства, захвата храмов – не соответствуют действительности. Подобного рода заявления демонстрируют, что те, кто их озвучивает – совершенно не ориентируются в религиозных вопросах.

Как община может сменить юрисдикцию?

Часто возникает вопрос, как верующим поменять церковную юрисдикцию? Для начала нужно отыскать уставные документы религиозной организации, которая представляет общину. Если таковых нет, то отправить запрос в областную государственную администрацию с заявлением об утере. После получения документов их необходимо детально изучить.

В частности на предмет того, кто имеет право созывать собрание, кто имеет право участвовать в собрании и каков порядок внесения изменений в сами документы. Для перехода в другую юрисдикцию достаточно поменять название, которое свидетельствует о принадлежности к той или иной конфессии, и исправить соответствующий пункт о подчинении религиозному центру.

Также следует уточнить, кто имеет право голоса и сколько необходимо голосов для утверждения изменений в уставных документах. Очень важно обратить внимание, как в документах прописана сама процедура внесения изменений. Если для утверждения изменений необходимо согласие представителя другого юридического лицп (епархии, или епархиального архиерея как ее руководителя), то такие документы противоречат законодательству. А именно ст. 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Если в уставных документах есть такая норма, то общине стоит подать заявление в областную государственную администрацию с прошением о признании данной нормы не действительной, поскольку она противоречит законодательству. Важно разрешить данную коллизию до созыва собрания и принятия решения о изменении юрисдикции, поскольку в противоположном случае получится, что изменения проголосовали в нарушение уставных документов и это даст возможность оппонентам оспорить данное решение в суде. После этого можно проводить собрание, обсуждать вопрос перехода, ставить его на голосование и принимать по нему решение. Оформив протокол собрания и заверив все подписями участников, полный комплект документов следует подавать в областную государственную администрацию.

Часто встречается распространенная ошибка, когда большинству, которое хочет поменять юрисдикцию предлагают создать новую общину, зарегистрировав, таким образом, новое юридическое лицо. Это ошибочный путь, поскольку в таком случае новая община не получит в пользование ни имущество, ни землю, а все останется предыдущему юридическому лицу. Это несправедливо по отношению к тем, кто жертвовал деньги и строил церковь. Ведутся на такой коварный сценарий развития как правило люди, которые не знают всех тонкостей церковного и хозяйственного законодательства, а таких в регионах очень много.

А что же с лаврами?

Все вышеописанное касается приходских общин, т.е. храмов, в которые ходят верующие. Сложнее ситуация обстоит с монастырями. Поскольку они чаще всего основывались не группой верующих, как приходские общины, а религиозным центром. Поэтому, согласно уставных документов, именно религиозный центр имеет право принимать решение о переходе монастыря под другую юрисдикцию. Однако больше всего вопросов сейчас касается Киево-Печерской и Почаевской лавр. Что будет с ними и будут ли они принадлежать новой церкви. Статус лавр в одном из своих интервью затронул патриарх Филарет, заявив, что новая церкви отдадут эти объекты.

В общем и целом логика в словах п. Филарета есть. Лавры не принадлежат ни Московскому патриархату, ни УПЦ (МП), ни даже соответствующим монастырям. Дело в том, что поскольку Лавры являются особо ценными памятниками культурного наследия, на них распространяется действие Закона Украины «О перечне памятников культурного наследия, которые не подлежат приватизации». В этом перечне есть культовые сооружения и Почаевской и Киево-Печерской лавр. В 90-е годы лавры были коммунальной собственностью, но потом перешли в государственную. Правительствами Януковича и Азарова лавры были переданы в бесплатное пользование соответствующим религиозным организациям – монастырям УПЦ (МП) сроком на 49 лет.

Однако есть интересная деталь. В договоре о бесплатном пользовании религиозной организацией культовым сооружением, которое является государственной собственностью есть примечательный пункт № 14. Согласное которого договор может быть расторгнут, если имущество содержится в ненадлежащем состоянии. СМИ неоднократное писали об уничтожении памятников культурного наследия на территории Киево-Печерской лавры. Также сомнительны, с точки зрения соответствующего законодательства, «реставрационные» работы, которые проходили в Почаевской лавре.

Прежде всего я имею ввиду печально известную галерею, которая ведет со смотровой площадки в нижний храм, где находятся мощи свв. Иова и Амфилохия Почаевских. Стены галереи украшают современные росписи с российскими святыми.

В общем и целом, чтобы разрешить «проблему» лавр правительству достаточно отменить два Распоряжения Кабинета Министров Украины: № 438-р от 17 июля 2003 г. (о исключении Почаевской Лавры из Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника) и № 519-р от 11 июля 2013 г. (о передаче в бесплатное пользование зданий Киево-Печерской Лавры мужскому монастырю).

Но подобные действия могут совершенно серьезно спровоцировать конфликтную ситуацию. Дело в том, что представители Церкви, особенно монашествующие, привыкли жить по своих церковным правилам, не обращая внимание на законы государства. В их представлении отделение церкви от государства, это когда каждый живет по своим правилам и не вмешивается в дела другого. Этим отчасти можно объяснить то недоумение, которое было у наместника лавры митр. Павла, когда его мерседес остановили за нарушение правил. «Я 20 лет так езжу» – эта фраза митрополита красноречиво свидетельствует о том, в насколько разных мирах живет митрополит и полицейский его остановивший.

Это к тому, что добровольно лавру никто не покинет. Противников перехода в новую церковь будет достаточно. Что же делать в такой ситуации? Конечно можно начать махать шашкой и применять силу и строгость закона к оппонентам. Но это реально чревато столкновениями. Тем более, что пророссийским политикам намного легче будет вывести людей на «защиту веры» и против «захватов храмов», нежели на собственные акции.

Это будет идеальная картинка для российских властей, для русских дипломатов, для псевдоправозащитных организаций, чтобы выставить Украину в неприглядном свете, как страну, в которой в XXI веке происходят религиозные преследования.

Более того, в составе УПЦ (МП) находится около 12 тысяч священников. Это больше чем погибло на войне в Донбассе за 4.5 года войны. Мы просто не можем позволить себе разбрасываться людьми направо-налево. С ними важно говорить, их нужно убеждать, с ними необходимо работать. Это единственный путь, которым можно мирно пройти процесс транзита формирования Единой Украинской Православной Церкви.

Любые насильственные действия не только не приведут к желаемому результату, но и наоборот – будут только отдалять нас от заветной цели. Поэтому необходимо не поддаваться на провокации, трезво оценивать ситуацию, не давать волю эмоциям, но соблюдать рамки законодательства.

Ну и напоследок: осталось совсем не много, мы на финишной прямой. Уже совсем скоро все будет Томос.

Dmytro Horyevoy

Джерело

Все буде Україна